Полтавский аэропорт «протащил» своего подрядчика на тендере по реконструкции ограждения по 40 млн грн

Бизнес

Старая ограда вокруг аэропорта «Полтава» | Кадр из видео Александра Балочного

Полтавский аэропорт заказал реконструкцию забора за 40 млн грн у подрядчика, который выставил самую высокую цену. Компанию «протянули», но, по контракту, в этом году она не получит ни копейки.

25 июня КП «Аэропорт-Полтава» подписал договор на реконструкцию периметрової ограждения. Чтобы заключить контракт с нужной заказчику фирмой, тендерному комитету пришлось отклонить все более дешевые предложения и потратить на это 4 месяца. За такие действия аэропорт потерял 9 млн грн возможной экономии. Об этом «Полтавщине» стало известно из портала ProZorro.

Тендерная хронология реконструкции ограждения аэропорта

История с установкой забора вокруг аэропорта тянется с 2017 года. Тогда, летом, был изготовлен проект оснащения внешним сеточным панельным ограждением. Весной 2018-го коммунальное предприятие объявило первый тендер на него. За 2 месяца подписали договор с подрядчиком, но уже через неделю его порвали — якобы за нарушения.

Вторая попытка заказать работы была уже летом 2018 года. Ориентировочная стоимость работ выросла в 5 раз (с 8,5 млн грн до 40 млн грн), но аэропорт не получил на это финансирование, поэтому торги отменили.

После этого обновленный аэропорт «Полтава» успел принять иностранных туристов, отправить и принять футболистов, запустить чартеры и отменить их. Все это без должного ограждения.

Тендер на реконструкцию забора во второй раз был объявлен в феврале 2019-го с ожидаемой стоимостью 40,2 млн грн. На него заявилось 5 компаний с последующими предложениями.

Участник Первоначальное предложение, грн Окончательное предложение, грн
ООО «Конструкт-Бетон», Львов 36 000 900 31 100 000
ООО «Петком-о», Киев 40 000 000 31 200 000
ООО «ИРД Групп», Киев 38 676 915 32 000 000
ООО «Гранделюкс», Киев 40 110 530 40 106 510
ООО «БК «Старт-Инвест», Полтава 40 161 980 40 161 980

И хотя торги провели того же месяца, в феврале, договор с победителем подписали только за 4 месяца. Чтобы заключить договор со «Старт-Инвест», заказчик отклонил все другие более дешевые предложения остальных 4-х участников. Подрядчик, вероятно, зная о такой ход событий, на торгах не скинул ни копейки. Через это, вместо экономии в 9 млн грн, цена реконструкции будет на 35 тыс. грн меньше от ожидаемой стоимости.

Ради справедливости стоит добавить, что отклонения нескольких предложений было вполне разумным. В этом списке есть подозрительные фирмы, которые также имеют признаки согласованности.

Не каждая дешевое предложение — самое выгодное

Так, например, ООО «Петком-о», было создано в конце 2016 года. В мае оно изменило название на ООО «Научно-исследовательское предприятие «Канбекс Групп». За более 2 года работы компания не имела ни одного заказа он бюджетных организаций и не принимала участие в таких торгах.

Созданное в 2012-м ООО «ИРД Групп» опытнее и на сегодня имеет 14 контрактов с «бюджетниками» на ремонты и утепление помещений и зданий на общую сумму 2 млн грн. Впрочем, судя по метаданных pdf-файлов из тендерной документации (одинаковый сканер) «ИРД Групп» и «Петком-о», эти фирмы «заходили» вместе и, скорее всего, согласовывали действия. Начальная информация скачанных файлов в них одинакова.

Подозрительным для такого заказа является и ООО «Конструкт-Бетон». Фирма уже сотрудничала с львовским аэропортом, но ничего там не строила — только утилизировала мусор за 775 тыс. грн. Других заказов на ProZorro у нее нет, хоть компания и принимала участие в 6 тендерах, в двух из которых ее отклонили из-за нарушения.

Победитель тендера — это вообще отдельная тема.

Почему «БК «Старт-Инвест» свой подрядчик для аэропорта и бывшего губернатора

Владимир Окара и Валерий Головко

Если рассказывать об ООО «БК «Старт-Инвест» и его связь с аэропортом, то стоит, для начала, вернуться к времени, когда фирма еще не была создана.

В 2017 году заместителем гендиректора КП «Аэропорт-Полтава» по коммерческим вопросам был Валерий Кірокосьян. Он же заседал в тендерном комитете предприятия, когда то выбирало проектанта для ограждения аэропорта.

Связь между Валерием Кірокосяном (Кірокісяном/Кірокос’яном) и Валерием Главком

За два года становится известно, что примерно тогда же Кірокосьян получил от тогдашнего председателя Полтавской ОГА Валерия Головка айфон. Этот гаджет был одним из 12-ти, приобретенных на требования Головко и его тогдашнего первого заместителя Андрея Писоцкого.

По данным уголовного дела, открытого НАБУ, сделать эту покупку они заставили руководителя консорциума «Алви Род» — в качестве «отката» за содержание местных дорог области. После создания госпредприятия, подряд на уход за этими дорогами отдали ООО «БК «Старт-Инвест».

Директор ООО «Полтавабудсервіс плюс» и заместитель председателя Ассоциации «Дорожники Полтавщины» Константин Касай называет и «Алви Род» и «БК «Старт-Инвест» «фирмами «Рога и копыта».

Кстати, «Старт-Инвест» пытались «протянуть» и во время первого тендера на ограждение для аэропорта за 40 млн грн, который в итоге провалился. При этом, судя по данным соцсетей, директор аэропорта «Полтава» Владимир Окара нередко бывает на одних мероприятиях в компании с сыном Валерия Головко Владимиром.

Владимир Окара и Владимир Головко

Слева Владимир Окара (директор аэропорта), сверху справа Владимир Головко (сын экс-губернатора)

Даже больше — на время, когда щойностворена «БК «Старт-Инвест» получила заказ, заместителем председателя тендерного комитета ГП «Агентство местных дорог Полтавской области» был Виктор Легких — бизнес-партнер семьи Валерия Головка. Сын этого человека, Кирилл Легких, сейчас защищает интересы Головка в судах различной инстанции. То есть можно говорить о высоком уровне доверия.

Виктор Легких и Кирилл Легких

Ранее мы уже предполагали, что ООО «БК «Старт-Инвест» было создано искусственно — сугубо под заказ структур подконтрольных областной власти. По данным Минюста, фирму открыли в один месяц с созданием ГП «Агентство местных дорог Полтавской области» — в феврале 2018-го. Есть и другие факты.

Выше мы упоминали о ООО «Петком-о», которое за 3 года не получил ни одного бюджетного заказа. «БК «Старт-Инвест» за год успело освоить 270 млн грн из заказов. Львиная доля этих средств — от «Агентства местных дорог», остальные — от полтавского аэропорта. Никаких других контрактов с другими бюджетными учреждениями.

Еще одним доказательством того, что фирма может быть подставной является то, что по ее же данным, у нее 39 собственных сотрудников, но вся техника — арендованная. Конечно, это не запрещено законом, но вызывает подозрения, учитывая 24 контракты на 410 млн грн за меньше чем 1,5 года работы.

Сводная информация о ООО «БК «Старт-Инвест» | Источник: bi.prozorro.org

ООО «БК «Старт-Инвест» — компания-прокладка, которая создана под тендеры в структурах, которые контролируются людьми Валерия Головка

То есть, можно предположить, что ООО «БК «Старт-Инвест» — полностью «свой» подрядчик для аэропорта «Полтава» вообще и Валерия Головко, в частности. Это, вероятно, указывает и на то, что несмотря на увольнение, он продолжает влиять на бюджетные процессы.

Кроме желания аэропорту заключить контракт со «своим» подрядчиком, процедуру тормозили жалобы участников и проверки аудиторов. Разберем это подробнее.

Государственные аудиторы требовали, чтобы тендер на реконструкцию забора снова отменили

В апреле закупкой аэропорта заинтересовались государственные аудиторы. Держаудитслужба Украины назначила проверку, которая выявила нарушения.

По мнению специалистов, заказчик требовал от участников документы с информацией, которая и так есть в свободном доступе, что является нарушением закона. В частности, речь идет о справке об отсутствии у компании поводов за коррупционные нарушения, а также об отсутствии процедуры ликвидации компании. Из-за отсутствия таких справок у ООО «Петком-о», его предложение и отклонили, в том числе.

Кроме того, держаудитори считают, что предложение ООО «ИРД Групп» рассматривали слишком долго — более 20 рабочих дней, в нарушение закона — и поэтому отклонили поздно.

Учитывая, что исправить ошибки аэропорт уже не мог, Держаудитслужба обязала его отменить тендер. Судя по документам на ProZorro, требование проигнорировали.

На действия тендерного комитета аэропорта также пожаловался львовский «Конструкт-Бетон». Эта компания ранее уже имела дело с аэропортом во Львове — утилизирующей мусор. В Полтаве же ее самую дешевую среди конкурентов предложения отклонили. Общество требовало отменить решение о признании «Старт-Инвест» победителем, но меньше, чем за месяц, забрал заявление.

В бюджете 2019 года не предусмотрено средств на новый забор аэропорта

Итак, жалобы и другие процессы лишь немного задержали подписание договора с ООО «БК «Старт-Инвест». Впрочем, это повлияло на сроки выполнения работ. По условиям контракта, вместо запланированного окончания реконструкции забора в декабре 2019 года, подрядчик должен сделать все до конца 2020-го.

За это время компания должна установить 8516 погонных метров забора с колючей проволокой, 2 распашных и 3 откатных ворот, оборудование для системы видеонаблюдения, освещение и охранное питания и тому подобное.

И самое интересное — это финансирование. В договоре указано, что никакого финансирования на 2019 год по этим работам не предусмотрено. То есть, что бы подрядчик не делал, он получит 0 грн. Предполагаем, что договор могли заключить «вперед» и в этом году действительно никакой реконструкции не будет проводиться. Хотя в календарном плане указаны работы по демонтажу и установке забора и ворот, а также приобретение мебели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *