Кандидат в нардепы от «Слуги народа» Константин Касай: Иду в парламент, чтобы уничтожить коррупцию в дорожных закупках

Общество

Кандидат в народные депутаты от партии «Слуга народа» будет побеждать на 149-му избирательному округу, чтобы уничтожить коррупцию в сфере государственных заказов на ремонты дорог

Еще в феврале 2019 года директор ООО «Полтавабудсервіс плюс», заместитель председателя совета Ассоциации «Дорожники Полтавщины» Константин Касай рассказал, что при нынешней коррупции в сфере дорожных закупок честные дорожные организации вынуждены будут продавать технику, чтобы как-то выжить. Этот прогноз оправдался — настоящее время ООО «Полтавабудсервіс плюс» продало около 60 единиц дорожной и спецтехники. Остались асфальтобетонный завод, битумно-эмульсионная установка и лаборатория качества.

Такая ситуация подтолкнула Константина Касая к изменению ситуации в статусе народного депутата, который попытается это сделать в рядах команды президента Владимира Зеленского и его партии «Слуга народа». Поэтому наша вторая встреча состоялась, когда Константин Касай является зарегистрированным кандидатом в народные депутаты по 149 одномандатному округу.

— Константин Иванович, какова конкретная причина заставила вас продать дорожную технику?

— Обращайтесь ко мне просто — Константин. Нежелание честно сотрудничать со стороны нынешней власти и лиц, занимающих должности в Полтавской ОГА, в областной Службе автомобильных дорог и ГП «Агентство местных дорог». Чиновники имеют своих, ручных исполнителей работ. Все другие, чужие, могут подавать на конкурс документы, но заказчик найдет причины, чтобы их отклонить. Это может даже быть ошибка в трудовой книжке дорожного работника — потребность перевода с русского на украинский. А как это может влиять на качество работ?

— В прошлый раз вы говорили по компании «Рога и копыта», которые не имеют техники, опыта, кадров, но выигрывают тендеры. Впрочем, есть компании, которые все это имеют, но и они выигрывают тендеры.

— Является ценовой вопрос. Если заходит ненужная компания, которая не воспринимает «договорняков», то эту компанию обязательно снимут, найдут совсем пустяковые причины. А нужна заказчику компания, у которой уже в смете заложен «откат». Такая компания обязательно выиграет. Нужно посмотреть на тенденцию — выигрывают конкурсы только те компании, которые имеют самые дорогие предложения. Или компания говорит, что она согласна на отсрочку платежа или применяет понижающий коэффициент. Это такая уступка заказчику. Такая компания потом выиграет, потому что другие не могут предложить отсрочку на полгода. Однако после победы компания-победитель начинает получать платежи день в день. Поэтому конкуренции нет. И никого из правоохранителей это не интересует.

— А как в документации можно увидеть «откат»?

— По завышенным ценам материалов. Есть в области торгово-промышленная палата, которая мониторит цены. Пользуется этими мониторингам САД или Агентство? Например, рентабельная цена 2,5 тыс. грн за тонну асфальтобетона, а победитель конкурса предлагает за 3 тыс. грн. Так, с каждой тонны, и набегает солидная сумма, например, 500 тыс. грн, которая потом остается в частных карманах. Чиновники все списывают на систему ProZorro. Мол, все теперь видно. Так, все прозрачно, но хорошей идеей начали пользоваться в коррупционных целях, когда стали прописывать условия тендера под конкретного победителя.

— Вы теперь кандидат в народные депутаты по 149 округу (центр — Карловка). Это решение связано именно с этой ситуацией?

— Не только. Просто и я, и моя семья со знакомыми, и рабочий коллектив устали от лжи. Что мы получили за эти 5 лет? Грабеж страны, войну, тотальную ложь, много пафоса и театральных речей. А ситуация в сфере закупок — это одна из составляющих. Поэтому я настроен пройти в парламент, чтобы потом прекратить все эти коррупционные связи. Уже сейчас передаю «привет» определенным чиновникам. Кроме этого планирую в составе команды Владимира Зеленского восстановить инфраструктуру округа. Планирую подать президенту соответствующий план развития. При этом никаких меркантильных вопросов для меня и моей компании не будет. Начнем восстанавливать дороги, больницы, садики… Я специалист, и знаю, что именно нужно сделать для этого.

— За чей счет будете восстанавливать дороги?

— В Украине только две области, которые не получили ни копейки из Дорожного фонда на дороги коммунального значения, одна из них Полтавская. Государственная программа предусматривает выделение до 30% средств от общего финансирования на коммунальные дороги, но общины, зато, получили ноль. Эту ситуацию нужно изменить. Хотя без помощи государства и этих средств не будет достаточно. Кроме помощи из госбюджета будем искать и частных инвесторов. И поверьте мне, мы сделаем это.

— Когда вы говорили об инфраструктуре… Например, ваша компания делала рулежную дорожку в Полтавском аэропорту. Теперь там нет вылетов, не подходит взлетная полоса.

— На рулежной дорожке был проведен начальный комплекс работ, в результате которых аэропорту удалось запустить хоть какие-то рейсы. Если бы не было крупнозернистого, выравнивающего слоя асфальтобетона на «руліжці», то полетов вообще не было бы. Проблема Полтавского аэропорта — это пиар за бюджетный счет. От нашего «гіперлупа» пошло, что аэропорт — международный, хотя там не было соответствующей инфраструктуры. Это было сделано, чтобы показать, что, видите, как много у нас международных аэропортов. Но на то время не было финансового плана, средств. Поэтому получился очень дорогой пиар, без результата. Я слышал от некоторых пассажиров, которые приземлялись в аэропорту, что их сильно трясло во время приземления, и трясло не только от страха. Лично я свою семью не посажу в самолет, который взлетает и приземляется в Полтаве. Для этого есть Харьков, есть Борисполь.

— «Гіперлуп» — это министр Емельян?

— Да, мне иногда кажется, что этот человек прилетела к нам с другой планеты. «Строит» гіперлупи, международные аэропорты. Нет, в плане юмора он мне импонирует, но в реальности это генератор абсурда.

— Бетонные дороги — это также аналог гіперлупа?

— Опять же, пока я вижу только много пафоса. Уже перерезают ленточки при открытии 1,7 км бетонки, но все молчат о определенные моменты. Во-первых, бетонная дорога втрое дороже, чем обычная. Строит ее иностранная компания за средства ЕБРР. А зарубежному подрядчику главное — освоить средства ЕБРР, а не думать, кто потом будет удерживать дорогу. Если бетонку и достроят, потом возникнут вопросы по поводу ее обслуживания. А учитывая уровень нашего зимнего содержания, могут возникнуть проблемы. Нам говорят о 40 лет гарантии на дорогу, хотя на самом деле подрядчик дает 10-15 лет. А в наших реалиях — может быть и того меньше.

— У вас есть другие предложения?

— Не буду изобретать велосипед. Нам нужно восстановить систему эксплуатации дорог. Можно сделать ее государственной, государственно-частной или полностью частной. Контроль качества надо положить на третью сторону, финансово независимую от заказчика и исполнителя. Еще дороги можно передать в концессию. Приходит инвестор, заключает договор со страной, вкладывает средства в восстановление определенной дороги и берет ее в концессию на 10 лет. Затем инвестор или берет другую дорогу, или остается на этой же. Например, я когда был в Тунисе. Там государство отдало в концессию французским компаниям свои основные магистрали. И посмотрите на ВВП Туниса. Состояние дорог на его показатель также влияет.

— А облавтодоры?

— Они уже исчерпали себя, на старой системе только зарабатывают большие деньги, а дорог как не было, так и нет. Например, потратили миллиард на дорогу Полтава — Кременчуг, но верхнего слоя покрытия не сделали, ушла колейность. Обочины не укреплены, автомобили вылетают в кюветы. То есть, деньги потратили, дорогу не сделали, а отвечать за это некому. Теперь — будут отвечать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *