«Айсберг», мы и правила покорение Европы

Технологии

Магазин в Полтаве с гоголевским росписью и холодильным оборудованием от «Айсберга»

Одесская компания «Айсберг» производит холодильное оборудование на заказ. Их витрины для продуктов можно увидеть в одном из магазинов «Сильпо» в Полтаве, залы которого украшены иллюстрациями из произведений Николая Гоголя.

Иллюстрации не всем покупателям нравятся: говорят, черти и отрубленные конечности рисовать на стенах возле стеллажей с продуктами не стоит. Но многим нравится.

— Рисовала полтавская художница с помощью проєктора: было интересно наблюдать, — говорит управляющий делами магазина Максим.

Нестандартный подход к оформлению магазина касался и холодильного оборудования. Оно изготовлено на заказ в одесской компании «Айсберг», которая более 30 лет работает с холодом.

— Хорошее оборудование в целом, но есть нюансы. То есть компании стоит поучиться у европейских коллег, и ей точно есть, куда расти, — отмечает менеджер сети «Сильпо» Сергей.

Собственно, на примере «Айсберга» можно понять нюансы сотрудничества украинского машиностроения с ЕС.

Почему Европа покупает наше

— «Айсберг» — одно из тех предприятий, которые нашли свой собственный выход на европейские рынки. Которые стали бенефициарами снос пошлины на экспорт готовую продукцию, а также на импорт из стран ЕС комплектующих. И это одна из тех дорог, по которой идет украинская экономика, — отмечает пресс-атташе представительства ЕС в Украине Давид Стулик.

Европейский дипломат Давид Стулик

За последние четыре года 800 украинских предприятий начали стабильный экспорт своей продукции в страны ЕС.

Продают как сырье, так и готовую продукцию. С последним — сложнее, потому что требования — выше.

— Рынок ЕС самый сложный именно для нашего машиностроения. Если сельское хозяйство поставляет в основном сырье, то с тем же холодильным оборудованием не все так просто. На наш украинский металл и стекло нельзя рассчитывать. Годится только деревянное упаковки из отечественного леса. Все остальное — импорт. В первую очередь, из стран ЕС. Интересно, что из украинского сырья, экспортируемой за границу, мы, порой, покупаем элементы будущих конструкций, — рассказывает генеральный директор «Айсберга» Олег Антоненко.

Известный еще с советских времен производитель холодильного оборудования сегодня — среди лидеров отрасли. Поставляет продукцию как до торговых сетей Украины, так и в ЕС, к странам Азии. Важными рынками сбыта для «Айсберга» были казахский и киргизский. Но, из-за запрета России на транзит продукции украинского машиностроения на восток, это направление пока что «заморожен». Спасло то, что компания имела и другие рынки: поэтому потерю одних компенсировали другими.

Изюминка «Айсберга» — возможность для иностранных инвесторов получить продукцию по индивидуальному заказу: нестандартной формы, с эксклюзивными дополнительными деталями и тому подобное. Как выяснилось, такое оборудование и продавать легче. Например, особой популярностью в ЕС пользуются одесские витрины-кадки под соления, выполненные в украинском стиле.

Генеральный директор компани «Айсберг» Олег Антоненко

Холодильные витрины-кадки под соления готовятся к экспорту в ЕС

Сотрудничать с ЕС «Айсберг» начал с 2008 года. Причем, несмотря на конкуренцию, компания не уступала цене: нельзя сказать, что продукция одесситов дешевая. Но, как здесь говорят, «нам нет смысла работать ради славы, мы работаем ради денег». Видимо, поэтому компания сегодня имеет заказы на месяцы вперед.

— На любой рынок попасть одинаково сложно, европейский или нет. Важно, чтобы качество и цена продукта были востребованными, — отмечает Олег Антоненко.

Что тормозит наше машиностроение

Чтобы украинское машиностроение выжило и конкурировало с европейским, оно должно генерировать новые идеи и создавать интересные конструкции.

Хотя для холодильного оборудования созданы льготные условия при поставке в ЕС, этот вид экспорта все равно дорого обходится украинским производителям. Причин много. Среди них — дорогие кредиты, отсутствие программ государственной поддержки отрасли и межгосударственных соглашений, которые оживляют торговлю. Украинские машиностроители не имеют поддержки родной страны во время проведения международных мероприятий. К примеру, правительство Турции, хотя она и не входит в ЕС, компенсирует производителям 50% затрат на международных выставках. Мешает высокая себестоимость затрат на транспортировку комплектующих сюда, готовой продукции — туда. Ну и зарплаты в отечественном машиностроении почти сравнялись с европейскими.

Один из цехов одесской компании

— Европейский рынок в целом нерентабелен для наших изделий. Но мы заинтересованы в нем, потому что это возможность со временем выйти на другие рынки. Если ты смог создать качественную технику, которая соответствует жестким требованиям ЕС, то ты легко пройдешь в других странах, куда, к тому же, поставлять выгоднее, — заключает Олег Антоненко.

Сегодня среди требований к холодильному оборудованию в ЕС речь идет о энергоэффективность, экономичность, экологичность, безопасность эксплуатации. А касательно хладагентов существуют специфические условия.

Так, через глобальное потепление запрещены к использованию «парниковые» фреоны. Как, например, R22, по которому до сих пор тоскуют отечественные производители: он был хорошего качества и доступен по цене. А в других хладагентов введены налоги и штрафы за утечку в атмосферу. Например, в скандинавских странах налог на фреон R404A составляет 75 евро за 1 кг. А штраф за утечку 30% фреона в течение года из холодильной установки в Нидерландах составляет для производителя 29 тысяч евро (!)

Несмотря на такие жесткие условия, как видим, «Айсберг» часть своей продукции стабильно поставляет в страны ЕС.

Но не только Одесщина может похвастаться выходом на европейские рынки своего машиностроения. На Полтавщине отдельные успехи в этом направлении имеют предприятия «кременчугского узла» (АвтоКрАЗ», «Кредмаш» и др). Однако, говорить об их стабильные поставки в ЕС пока рано.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *